Imogen Cunningham весь альбом: vk.com/album-26953_136390626 «Я думаю, что лучший снимок — это тот, который я собираюсь сделать, а не тот, который уже сделан. Когда я нажимаю на кнопку, того снимка, который я представляла себе, больше нет. Все же, я надеюсь, что когда-нибудь сделать его». Имоджен Каннингем БИОГРАФИЯ: За долгую творческую биографию - а она прожила 93 года и снимала до конца жизни - Имоджен Каннингем поочередно увлекалась различными направлениями. В 10-х годах прошлого века ее запомнили как мастера пикториальной фотографии, шокирующей современников эротическими автопортретами, в 30-х – она ищет себя в портретной съемке. В возрасте 80 лет – она вновь вернулась к фотографиям ню. О ее непростом характере ходили легенды. Ансель Адамс не без ехидства заметил, что в крови у Имоджен - три процента уксусной кислоты. Имоджен Каннигем (Imogen Cunningham) родилась в многодетной фермерской семье (всего в семье было 10 детей) 12 апреля 1883 года в Портленде. Ее назвали в честь героини шекспировской пьесы. Отец мечтал, чтобы его дети получили высшее образование, но учиться на химика в университет Сиэтла отправилась одна Имоджен. В 18 лет у нее появился первый фотоаппарат, но так как девушка не умела толком снимать, и печатать (вдобавок ей постоянно не хватало средств), то она продала фотоаппарат другу за 15 долларов. Имоджен вновь заинтересовалась фотосъемкой уже будучи студенткой, посетив выставку Гертруды Кейзебир. Преподаватель химии научил ее основам фотосъемки, и Каннингем начала за небольшую плату снимать растения для кафедры ботаники. Ее также интересует пикториальная фотография, и она немало преуспела в новом жанре фотоискусства. Она снимает себя обнаженной в траве. Для 1906 года это был довольно рискованно. Родные, случайно узнав о снимках обнаженной Имоджен, пришли в ужас. Фотография в купальнике (которые по форме скорее напоминали обшивку для дирижаблей) и то считалась предосудительной. Но независимая Имоджен всегда игнорировала мнение большинства, и тем более родственников, занимаясь тем, чем ей казалось интересным. В 1907 году Каннингем пригласил работать в студию Эдвард Кертис (фотограф, прославившийся снимками североамериканских индейцев). Но, как впоследствии рассказала сама Имоджен, за два года она видела его всего пару раз, когда он приезжал из долгосрочных экспедиций. А портретной съемке ее научил сотрудник студии, фотограф немецкого происхождения Мур. В 1909 году Имоджен получила долгожданную стипендию на обучение в Европе и отправилась изучать химию в Дрезденскую техническую школу. Она почти не фотографирует, хотя продолжает изучать фотографию. В 1910 году она публикует статью «О прямой проявке платиновой бумаги для коричневых тонов», где описывает способы повышения чистоты светлых тонов, уделяет внимание созданию сепии и пишет о новом способе, который позволяет повысить скорость печати. Впоследствии она вернулась к портретной съемке. Как вспоминала Каннингем, на ее дальнейшее мировоззрение оказал влияние один незначительный эпизод из жизни в Дрездене. Преподаватель математики Роберт Лютер попросил Имоджен сфотографировать его. Девушка уже приготовилась запечатлеть преподавателя, когда тот внезапно обратился к ней: «Сейчас я мысленно начну решать математическую задачу. Пожалуйста, снимите меня в тот момент, когда, на ваш взгляд, на лице отразится выражение наивысшего напряжения». Она вернулась домой, перед этим посетив Лондон, а в родной Америке - Нью-Йорк, посетив студию Альфреда Штиглица. Он уже тогда предсказал ей судьбу великого фотографа. В Ситле она открывает собственную фотостудию, занимаясь коммерческой съемкой и фотографируя для собственного удовольствия. Ее студия становится широко известной. Портреты Каннингем разительно отличались от стандартной фотопродукции конкурентов. Имоджен ищет необычные ракурсы, снимает в домашней обстановке, часто использует мягкий фокус. Для творческого почерка Каннингем того времени характерен портрет Бена Батлера. Аллегорический образ мужчины получился романтичным и таинственным одновременно. Интересен автопортрет 27-летней Имоджен: она стремилась создать романтический образ, но сквозь мягкие черты проглядывает независимый упрямый характер, в котором угадывается двойственность, на которую не раз указывали современники. Портрет останется ее любимым жанром на всю жизнь, хотя она поменяет стиль, ставший более четким. Имоджен Каннингем посылает свои работы на различные выставки и постепенно к ней приходит признание. В 1914 году портреты фотографа экспонировались на выставке Международной изобразительной фотографии (Нью-Йорк), а работы изданы журналом Wilson’s Photographic Magazine. В 1915 году Имоджен вышла замуж за художника Роя Патриджа. Она продолжает фотографировать мужа, друзей и знакомых семьи. Часто ей позируют обнаженными. Рой Патридж обольщал себя тем, что жена снимает в мягком фокусе, и его трудно узнать на снимках. В этом же году она выставляет фотографии ню, но отрицательные отзывы заставили отказаться ее от публичной демонстрации работ. Она начнет снимать обнаженных для широкого показа только спустя 55 лет. За первые два года брака она родила троих детей (младшие сыновья – близнецы). Семья переехала в Сан-Франциско. Занятая детьми, она оставила коммерческую съемку и снимала в основном для себя. Она увлеклась садоводством и начала снимать растения, которые росли в ее саду. Каннингем концентрируется на одном объекте, показывая непередаваемую игру света и тени, плавные объемные формы цветка или растения. Ей интересна и текстура, и форма, и контраст светотени. Ее фотографии растений перекликаются с фотографиями в эротическом жанре, выстраиваясь в один ассоциативный ряд: она часто создает абстрактные, но идеальные по форме и композиции работы. Самая известная работа 20-х годов – это цветок магнолии. Спустя годы она возненавидит этот снимок, который заслонил более значимые ее фотографии (например, портретные снимки). В начале 30-х годов Имоджен предложили стать участником творческого объединения f/64. Вместе с ней участниками нового движения стали Ансель Адамс, Виллард Ван Дейк, Консуэло Конога и другие фотографы. Объединение просуществовало недолго, но оказало огромное влияние на развитие фотоискусства. Группа f/64 декларировала фотографию как отдельный вид искусства. Кредо группы – представление реальности такой, какая она есть на самом деле. Фотографировать с максимальной резкостью, без манипуляций с негативами и отпечатками. В сущности, члены объединения f/64 утвердили новую эстетику, отрицавшую предыдущие наработки пикториальной фотографии. Прошло несколько выставок объединения f/64, после чего группа распалась и… получила всемирное признание. Каннингем открыла новую галерею, а также начала преподавать в Институте Искусств в Сан-Франциско. После 19 лет брака она развелась с мужем. В 1934 году ее приглашают к сотрудничеству в журнале Vanity Fair, где она фотографирует знаменитых людей в повседневной обстановке, часто без макияжа. Ей позируют звезды кино – Кэрри Грант, Уоллес Бир, писатель Эптон Синклер, художница Фрида Кало. Она много путешествует по стране, в конце 30-х годов увлекается уличной съемкой. Каннингем подружилась с другими известными женщинами-фотографами Доротеей Ланг и Лизетт Моддел. Она всегда была открыта новому, уже в 50-х годах часто ездила в Европу, не боясь посещать злачные районы Лондона и Парижа. Ее по-прежнему интересуют разные направления: после войны ее занимают формы рук, которые она снимает в различных ракурсах. Историков фотографии смущает, что Каннингем нельзя отнести ни к какому направлению. Она снимала много, не оглядываясь на прошлый опыт и наработки. Но Каннингем отнюдь не следовала за модными течениями. Она всегда интересовалась тем, что считала для себя нужным, пробуя новое, не боясь осуждения. Она была равна любой эпохе, не отставая от нее ни на шаг. В ее работах нет ничего революционного, но в то же время – она чрезвычайно талантливый фотограф 20 века, который создавал созвучные эпохе фотографии. Имоджен Каннингем отдала дань многим течениям 20 века, начиная от пикториализма и заканчивая социальной документалистикой, но в то же время сохранила собственный визуальный почерк. «В наше время все озабочены «решающими моментами»… Говоря откровенно, что для меня документальность важнее, чем все остальное. Сейчас больше обращают внимание на то, что изображено, чем на то, как это сделано. Возможно, на меня повлияло образование химика, но я все еще интересуюсь технической стороной вопроса », - говорила фотограф. В семьдесят и восемьдесят лет она продолжает работать. Ей и в голову не приходит уйти на покой. Она фотографирует демонстрантов, хиппи на улицах, осваивает «Полароид», через 55 лет вновь увлекается фотографиями ню, снимает обнаженных беременных, чем опять шокирует Америку. Каннигем становится широко известной. Её творчество трактуют по-разному, и в свой лагерь ее даже пытались перетянуть феминистки. Каннингем подобная трактовка творчества чрезвычайно раздражала. Услышав, что на выставке демонстрируются только снимки женщин-фотографов, она тут же забрала свои работы из экспозиции. Имоджен Каннингем запомнили как весьма противоречивую натуру, в которой уживались порой противоположные стороны характера. Узнав, что Ансель Адамс согласился на участие в рекламе - горный пейзаж фотографа поместили на банках с кофе, она выслала ему банку из-под кофе с растущей коноплей и запиской: «Дорогой Ансель, полагаю, что теперь ты начнешь коллекционировать эти горшки. Высылаю тебе первый, с растением, которое произрастает в горах. Если ты не забыл, горшки и банки – были моим излюбленным сюжетом». Язвительная и ехидная, она в то же время могла быть сентиментальной. Она разрыдалась, услышав новость, что ее подруга Доротея Ланг развелась. Настоящая известность и шумная слава к Имоджен Каннигем пришла, когда ей было уже за 90. О творчестве Каннингем сняли несколько фильмов, в честь нее назвали кратер на Меркурии, а мэр Сан-Франциско предложил 12 ноября отмечать «День Имоджен Каннингем». Саму Имоджен внезапно обрушившаяся слава чрезвычайно утомляла, в интервью она признавалась, что не любит людей, ни считается ни с каким мнением и никого не просит воздавать ей почести. В 1973 году она начала новый проект: фотографировать ровесников - знакомых и друзей за 90, тех, кто с умиротворением встречает завтрашний день и живет полнокровной жизнью. Она не успела завершить свой проект. Каннингем ушла из жизни в 1976 году. В ее честь был устроен памятный вечер в парке «Золотые ворота». Режиссер документального фильма о Каннингем, Энн Херши так откровенно написала о поминках: «Мы бродили по траве, и я с удивлением осознала, насколько разными знакомыми смогла обзавестись Имоджен. Здесь были геи, натуралы… люди всех возрастов и национальностей - от младенцев до «пожилых граждан». Это словосочетание Имоджен ненавидела. Она говорила, что оно оскорбляет ее до глубины души. Мы приветствовали друг друга, пытаясь признать тот факт, что старая ведьма снова проигнорировала всех нас и удалилась по своим делам. Как обычно». В 1976 году журнал Лайф назвал её самой влиятельной женщиной-фотографом Америки. Имоджен Каннингем получила почетную степень доктора изящных искусств, стипендию Гуггенхайма в 1970 году и была первым лауреатом премии Доротеи Ланг. Одним из последних высказываний Имоджен было: «Известность не для меня – я просто работающая женщина». источник: buy-books.ru